Исторические сведения о пустыни

Борковская Николаевская пустынь

"Борковская общежительная Николаевская пустынь находится Владимирской губернии Вязниковскаго уезда, по левую сторону реки Тезы, близ слободы Холуя, в разстоянии от губернскаго города Владимира 101 верста, уезднаго Вязников 46 верст, от с. Холуя в 1 версте.

В древности здесь быль дремучий лес (бор), от него пустынь и получила название Борковской, а Николаевской по основанному в ней в первое время храму; с начала она называлась «Борковскою Николаевскою», а со времени возобновления преосвященным Мефодием епископом Астраханским 1764 г. по 1787 год называлась только «Борковскою», с 1787 г. по освящении Троицкой церкви именовалась «Борковскою Троицкою» пустынею, в настоящее же время называется «Борковскою общежительною Николаевскою».

Борковская Троице-Николаевская пустынь во Владимирской губернии, основанная по завещанию князя Дмитрия Михайловича Пожарского, сыном его Иваном Михайловичем.

Минин и Пожарский

Пустынь расположена на пойме, с двух сторон с северозапада обложена лесом, наружный вид ея довольно живописен, со всех 4 сторон обнесена каменной оградой с четырьмя по углам башенками, к юго-востоку от двух входных ворот возвышается большой каменный двуэтажный корпус, внутри ограды две каменныя церкви и невысокая колокольня архитектуры XVII века, в orpаде размещены 2 деревянных на каменных фундаментах корпуса для настоятеля и братии, к главному входу в святыя ворота oт проезжей дороги ведет дорожка, усаженная деревьями.

При самой дороге выстроена в недавнее время деревянная небольшая часовня, с иконой св. Николая чудотворца, направо от главнаго входа невдалеке от ограды двуэтажный деревянный дом гостинницы для богомольцев, с северной стороны около самой ограды виднеются вековыя деревья; окружность ограды имеет с восточной стороны 58 сажень, северной 47, южной 40 и западной 56,5; входов и въездов в пустынь три, главный вход с восточной стороны, вторые ворота с южной, чрез которые подъезд к парадному крыльцу корпуса, третьи ворота с северной стороны, собственно имеющие выход для монастырских надобностей; внутри монастыря расположено небольшое кладбище, и такое же кладбище находится за оградой вне монастыря, с северной стороны.

Борковская пустынь относится к древним памятникам здешней губернии. Она основана «иждивением князя Иоанна Дмитриевича Пожарскаго по завещанию его родителя князя Дмитрия Михайловича. В несчастную годину России, во время междуцарствия, в 1612 году, князь Дмитрий Михайлович, идя с дружиною на избавление Москвы, на семь месте имел остановку на несколько времени, и вместе с прибывшей сюда новой дружиной дал обет пред всемогущим Богом мужественно понести все трудности и опасности в предстоящей борбе с многочисленными врагами и отечественными изменниками, и нещадить самой жизни, чтобы отстоять Москву, и спасти отечество; в память сих св. чувств в благодарность Богу, тогда же положил, основать на оном месте обитель во имя св. Николая чудотворца. Она построена около 1650 года на иждевение князя Ивана Дмитриевича Пожарскаго. Обитель во имя св. Николая чудотворца, церковь и кельи были построены в то время деревянныя, обнесена оградой также деревянной. Сколько было тогда братии неизвестно; только что обитель находилась в числе штатных монастырей с правом игуменства».

 

Памятный камень, установленный рядом с Казанским храмом.

По смерти основателя и рода его обитель, оставаясь чрез долгое время без поддержки, пришла в бедное и разрушенное состояние, церковь самая сгорела, и обитель по состоявшемуся в 1761 году учреждению штатов о монастырях была упразднена. «Пустынь возобновлена вновь преосвященным Мефодием епископом Астраханским. Епископ Мефодий был урожденец Холуйской слободы, сын священника Троицкой церкви Петра».

В царствование Императрицы Екатерины II на пожертвование преосвященнаго Мефодия, при Геннадии епископе Суздальском и Юрьевском, Борковская пустынь выстросна снова, церкви и ограда каменныя, родными племянниками преосвященного Мефодия «священником Алексеем Гавриловым и крестьянином Абрамом Степановым». Ими отстроены две церкви сначала теплая Казанская, а потом холодная, что ныне Троицкий собор, с приделом св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; оба храма освящены в разное время, как видно из храмозданных крестов и двух холстинных антиминсов; первоначально освящена церковь Казанская во имя св. Троицы, а потому она переименова в Казанскую, как и предназначалась быть во имя Казанския Божия Матери. Внизу храмозданнаго креста приписано чернилами: «преименован сей святый храм во имя явления Казанския Богородицы по благословению преосвященнаго Виктора епископа Владимрскаго при строителе иеромонахе Арсении, октября 27 д. 1787 года»..."

По книге "Борковская Николаевская пустынь во Владимирской губернии, основанная по завещанию князя Дмитрия Михайловича Пожарского, сыном его Иваном Дмитриевичем". Составил Н. Голышев, Владимир, 1871".

 

О святынях Борковской пустыни нам рассказывает соответствующая глава из книги дореволюционного владимирского историка В.В.Косаткина «Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии». Среди них особенно выделялись следующие:


• Храмовый образ Казанской Божией Матери древней живописи на кипарисовой доске. На иконе риза и венец сребропозлащенные, в венце корона, поддерживаемая двумя ангелами, украшена разноцветными и стразовыми камнями, убрус вынизан жемчугом и цветными камнями. Образ помещен в раму, обложенную сребропозлащенным окладом, а в нем углубления, в которых находятся четыре частицы святых мощей. Между частиц мощей врезан с правой стороны древний четырехконечный крест небольшой величины под слюдой.


• На правом клиросе образ Святой Троицы высокой древней работы, в сребропозлащенной ризе, в верху ризы вырезана надпись: «лета 1772 года зачася сия риза старанием Преосвященного Мефодия епископа и совершися во граде Астрахани».


• Древняя икона святителя Николая Чудотворца на кипарисной доске, фон зеленый. Угодник изображен в рост без митры, правой рукой благословляет, а левой держит Евангелие. Икона обложена сребропозлащенной ризой, задняя сторона обгорела и заделана новой доской. Это та самая икона, которая явилась князю Д.М.Пожарскому и в честь которой его сыном И.Д.Пожарским был устроен монастырь.


• Сребропозлащенный крест с частицами святых мощей. Внизу креста вырезана надпись: «лета 1774 года июня 1 дня построен сей крест в Борковскую пустынь в Троицкую церковь старанием Его Преосвященства Мефодия епископа Астраханского и Ставропольского».


• В храме хранилась и панагия, подаренная епископом Мефодием. Подобные панагии этого архипастыря мы уже видели в Троицком храме Троицкого Шуйского монастыря и в Троицком храме слободы Холуй. Следует отметить, что святитель Мефодий особенно почитал Святую Животворящую Троицу, подобно преподобному Сергию Радонежскому, которому он всячески стремился подражать в своих подвижнических трудах. Он с детства воспитывался при Троицком храме Холуя, в слободе Холуй, как уже говорилось в предыдущих беседах, находилось и подворье Троице-Сергиевой Лавры. Именно поэтому вновь построенный храм в Борковской пустыни, бывшей до этого Никольской, он посвятил Животворящей Троице. Сама пустынь после этого стала часто именоваться Борковской Троицкой. Панагия, о которой идет речь была сребропозлащенной, на такой же цепочке, восьмиугольная, складная, в середине вырезано Распятие, а кругом в девяти местах под слюдой частицы святынь: сударь Христов, камень Гроба Христова, смирна, власы Богородицы, кровь св.Иоанна Предтечи, часть камня, которым был побит архидиакон Стефан, мощи святых мучеников Димитрия и Феодора Тирона. На задней стороне четырехконечный крест.


• Еще одна панагия, пожертвованная епископом Мефодием в Казанский храм Борковской пустыни, финифтяная, на серебряной цепочке, овальная, большая, в серебряной оправе, односторонняя, вверху изображена Казанская икона Пресвятой Богородицыв середине св.Иоанн Креститель, по бокам избранные святые.


• Третья панагия, пожертвованная епископом Мефодием в Борковскую пустынь была серебряной, вызолоченной, круглой, складной, в углублении вставлен вырезанный из дерева небольшой образ Похвалы Пресвятой Богородицы, под слюдой. Мы видим, что епископ Мефодий стремился жертвовать в построенные им храмы всё то, что, по всей видимости, дарилось ему его благотворителями. Себе же, неся подвиг истинного нестяжания, он практически ничего не оставлял.

Во вновь построенные храмы епископ Мефодий жертвовал и богослужебные книги. Так, в Борковской пустыни хранился служебник со следующей надписью: «Отдал в клад в Борковскую пустынь Мефодий, епископ Астраханский в 1775 году».


Владыка Мефодий жертвовал в Борковскую пустынь, а также, вероятно, и в другие построенные им храмы богослужебную утварь. Так, в Борковскую пустынь в 1768 – 1769 годах им пожертвованы два серебряных позолоченных потира с дискосами, звездицами и лжицами.
Вклады в Борковскую пустынь делал не только епископ Мефодий. Так, в 1799 году купец города Вязники Владимирской губернии Савва Андреевич Пурецкий пожертвовал сюда богато украшенную Казанскую икону Божией Матери.


В Казанском храме Борковской пустыни были устроен придел мученицы Фотинии Самаряныни и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1870 году по решению игумена Георгия этот придел был разобран и на его месте выстроена большая трапезная часть с приделами апостола Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца.


По всей видимости, именно епископом Мефодием была заложена традиция крестных ходов, связанных с Борковской пустынью. В день Святой Троицы из пустыни шел крестный ход в Троицкий храм Холуя, а на следующий день Сошествия Святого Духа – из Холуя в пустынь.
Новое развитие монастыря началось в середине XIX столетия. В 1851 году здесь остановился проездом помещик села Зименки Андрей Иванович Чихачев. Который решил помочь обители. По этому вопросу он вступил в переписку с московским купцом, мануфактурсоветником Павлом Матвеевичем Александровым, который и выделил необходимые средства. Были построены новые деревянные двухэтажные корпуса для настоятеля, братии, а также трапезная, просфорня и кухня. Были отремонтированы храмы, в Троицкой церкви установлен новый иконостас. В 1858 году П.М.Александров построил новый обширный каменный двухэтажный братский корпус.


В 1924 году решением губисполкома монастырь был закрыт. Храмы действовали до 27 февраля 1930 года, когда они решением президиума облисполкома были закрыты. В 1942 году комплекс был передан для организации приюта детей, вывезенных из блокадного Ленинграда. Впоследствии на территории был организован детский дом. Холуйский детский дом для детей-сирот просуществовал до 2014 года в связи с "оптимизацией" детских организаций. Дети были размещены в других детских домах, а персонал уволен. В этом же году комплекс был передан Ивановской епархии.

Вид сверху на Борковскую Николаевскую пустынь.